История

История

7 ноября 1994 года на основании Указа Президента Республики Узбекистан № ПФ-982 в составе отраслевых подразделений, предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта, расположенных на территории Республики Узбекистан, была создана государственно-акционерная железнодорожная компания "Узбекистон темир йуллари".

В 2001 году в соответствии с государственной программой реформирования железнодорожного транспорта Кабинета Министров, установленной Указом Президента Республики Узбекистан, государственное унитарное предприятие "Узбекистон темир йуллари" было преобразовано в открытое акционерное общество со 100% государственной долей.

Основными задачами отрасли являются модернизация единой железнодорожной транспортной сети и развитие инфраструктуры, модернизация действующей железнодорожной техники и создание собственной ремонтной базы, поиск альтернативных транспортных коридоров, позволяющих выйти на мировой рынок, привлечение транзитных грузов и других дополнительных объемов и т.д.k. определено.

Этим предусматривалось не приватизировать инфраструктуру, Единый диспетчерский центр, локомотивное хозяйство, подразделения по обработке грузовой документации и подразделения по спасательно-восстановительным работам. При этом предприятия, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки, оказывающие транспортно-экспедиционные и сервисные услуги пассажирским и грузовым перевозчикам, различные сервисные компании и т.д.k.работа может быть организована в различных организационно-правовых формах и осуществляться на конкурсной основе.

В целях обеспечения исполнения постановления Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года № ПП-4720 и на общем собрании акционеров от 3 апреля 2015 года Государственная акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» преобразована в акционерное общество «Узбекистон темир йуллари».

В настоящее время АО "Узбекистон темир йуллари" является вертикально интегрированным обществом, поскольку на его совокупном балансе находятся инфраструктура и подвижной состав (грузовые вагоны и локомотивы).

В состав Общества входят 6 региональных железнодорожных узлов с правами юридического лица. К ним относятся станции, дистанции пути, сигнализации и связи, энергоснабжения, локомотивные и вагонные депо, пункты технического и коммерческого осмотра вагонов.

В 2002 году в ходе реформы ряд предприятий был преобразован в открытые акционерные общества: ОАО “Узтемирйолк контейнер”по перевозке грузов в контейнерах, ОАО “Йолрефтранс” по перевозке скоропортящихся продуктов в холодильных отделениях, ОАО “Узтемирйоллоуче” по международным, местным и пригородным пассажирским перевозкам, ОАО “Узтемирвагон” по ремонту грузовых вагонов. ОАО, строительство пассажирских вагонов и ОАО “Тацкц” по ремонту.

Проводимые реформы привели к совершенствованию управления, внедрению корпоративных методов управления, увеличению объема оказываемых услуг, повышению их качества, привлечению инвестиций, увеличению чистой прибыли, определенному росту капитальных вложений в основной капитал.

За годы независимости в Узбекистане проделана огромная работа по формированию новых стальных трасс (магистралей). В пустынях Кызылкум построена железная дорога Навои-Учкудук-Султанувайстаг-Нукус, построен совмещенный железнодорожно-автомобильный мост через Амударью, в сложных горных условиях построена железная дорога Ташгузар-Бойсун-Кумкурган.

Мы также придаем большое значение модернизации существующей железнодорожной сети. За счет привлеченных средств Азиатского банка развития реализованы 2 крупных инвестиционных проекта и восстановлены дороги на участке Ташкент-Самарканд-Бухара, завершена прокладка волоконно-оптических линий связи протяженностью более 600 км на участке Келес-Бухара. Завершены работы по электрификации железнодорожной линии Текстильщик-Ангрен. Завершено строительство новых железнодорожных линий Янгиер-Джизак и Янгиер-Фархад.

Общество реализует ряд проектов по обновлению парков локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов. Освоено серийное производство пассажирских и грузовых вагонов на предприятиях АО” Узбекистон темир йуллари". Это, в частности, купейные вагоны с воздушным охлаждением, наиболее востребованные виды грузовых вагонов – крытые, цистерны для нефтепродуктов, полувагоны и др.

На производство грузовых и пассажирских вагонов получены соответствующие лицензии и сертификаты, вагоны соответствуют стандартам и требованиям рельсового пролета 1520 мм, на промышленных предприятиях внедрена система менеджмента качества ISO 9001-2000. В настоящее время вагоны курсируют по железным дорогам стран СНГ.

Нет никаких сомнений в надежности и эффективности электрической тяги на железной дороге по сравнению с тягой на тепловозе. В целом электровозы проще, удобнее в эксплуатации и - что особенно важно в городских условиях-меньше загрязняют окружающую среду.

Электрификация железных дорог Узбекистана на постоянном токе началась в 1971 году. Одним из последних проектов, реализованных за счет иностранных инвестиций и собственных средств АО "Узбекистон темир йуллари", была электрификация участка железной дороги ткачи.За счет ввода в эксплуатацию этого железнодорожного участка общая протяженность электрифицированных участков достигла 1601 км.

Целью проекта было преобразование существующей на этом участке дизельной тяги в электрическую тягу переменного тока, что привело бы к завершению перехода всех железнодорожных линий на территории Ташкента на современные технологии.

По всему участку внедрены новые технологии-система дистанционного управления SCADA, система связи, тяговые подстанции, микропроцессорная система централизации, осевые и телекоммуникационные электронные вычислительные системы. Система электроснабжения построена с учетом движения поездов со скоростью до 160 км / ч.

При строительстве было возведено 3 моста общей протяженностью 265 м, 2258 электрических вышек, 6 зданий и сооружений для электроподстанций, дежурных пунктов, оснащенных современным оборудованием и средствами управления для обеспечения безопасности движения поездов, и постов централизованного электроснабжения.

Реализация этого проекта привела к снижению эксплуатационных расходов в 1.8 раза, улучшению экологической ситуации в регионе и решению проблемы занятости с открытием 50 дополнительных рабочих мест. Новая электрифицированная секция увеличила пропускную способность железных дорог, сократила время доставки грузов и пассажиров, снизила затраты на дизельное топливо.

В настоящее время реализуются инвестиционные проекты по электрификации железнодорожных участков Мараканд-Карши, Карши-Термез, строительству новой электрифицированной линии Ангрен-поп.

В целях улучшения пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте АО” Узбекистон темир йуллари “при поддержке правительства завершена реализация инвестиционного проекта” обновление парка пассажирских локомотивов". В результате реализации этого проекта локомотивный парк увеличился до 15 пассажирских электровозов.

Реализация проекта привела к сокращению времени в пути пассажиров за счет увеличения скорости движения поездов со 100 км / ч до 160 км / ч и обеспечила преимущество пассажирских перевозок по железной дороге перед другими видами транспорта. Применение асинхронных двигателей (АСД), поставляемых на электровозы, привело к сокращению потребления электроэнергии, используемой для тяги поездов, на 22%.

Кроме того, применение рекуперативного торможения гарантирует, что сэкономленная электроэнергия возвращается в тяговую сеть, что приводит к снижению затрат на электроэнергию, используемую для буксировки поездов.

Высокие эксплуатационные характеристики новых электровозов в ремонтных общих путевых показателях Аро практически вдвое сокращают затраты на техническое обслуживание электровозов за счет меньшего расхода смазочно-смазочных и других топливных компонентов.

Новая железнодорожная линия Ташгузар –Бойсун-Кумкурган является первой линией, построенной в горной местности. Он пересекает гору высотой 1800 м, которая служит естественной границей Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей. Протяженность дорог с уклоном 10-18, 5% составляет около 64 км, с уклоном 5-10 ‰ - около 35 км. На трассе строительства новой железной дороги было построено 37 мостов, галерей и туннелей.

Зоны строительства мостов представлены гиссарскими горными хребтами с сильно расчлененным рельефом. Возле перевала акрават трасса проходит по долинам рек Чашмайхафизан, акрават, Шураб, Шерабад. Горные склоны в основном имеют уклон 1,3 - 1‰, речные долины-резкие перепады высот, а очень крутые горные склоны имеют уклон 18,5‰.

Стоит отметить, что строительство длинных металлических мостов в стране было осуществлено впервые. Опыт изготовления и монтажа металла в нашей стране ранее был связан только с одним примером, и это мост через Амударью.

Строительство металлических мостов на новых линиях было освоено по технологиям японских компаний, обладающих достаточным опытом контроля качества и соблюдения графика строительства.

Ввод в эксплуатацию новой железной дороги Ташгузар - Бойсун - Кумкурган создаст благоприятные условия для развития различных отраслей промышленности, развития транспортных услуг Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей, укрепления суверенитета и независимости республики, повышения эффективности во всех отраслях экономики и существенного изменения всей схемы транспортно-экономических связей.

Важным результатом строительства новой железнодорожной линии является то, что проект полностью реализован предприятиями Республики Узбекистан. Руководители различных уровней, проектировщики, инженеры, строители, монтажники, рабочие различных специальностей, водители, механики и другие специалисты, участвовавшие в строительстве железных дорог, приобрели неоценимый опыт в области выполнения строительных работ, строительства мостов, галерей и других сложных сооружений в сложных климатических условиях на возвышенностях.

Строители приобрели навыки работы с современными технологиями и методами, освоили работу с различным оборудованием. Это будет важным вкладом в дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры потому что этот опыт, приобретенный при строительстве новой железнодорожной линии Ошон-Мазари-Шариф в Афганистане, понравился специалистам.

В июне 2003 г. президенты Афганистана, Ирана и Узбекистана подписали соглашение о создании Трансафганского транспортного коридора. Этот вопрос может быть решен строительством новых железных дорог по маршруту Хайкон - Мазари Шариф - Герат - Кандагар, соединяющих крупные города Афганистана и обеспечивающих выход к автомагистралям Узбекистана и Ирана. В будущем может быть построена железная дорога Мазари-Шариф-Кабул, которая выйдет в Пакистан,в результате чего через Узбекистан Афганистан свяжет 3 крупных региона: Туркменистан, Казахстан, Россию на севере,Пакистан и Индию на востоке и Иран на Западе.

Между АО” Узбекистон темир йуллари " и Правительством Исламской Республики Афганистан подписан контракт на проект строительства железной дороги Хайран - Мазари Шариф. Официальный старт строительства был дан 22 января 2010 года, а 4 ноября 2010 года железная дорога была передана заказчику. Это первый проект АО" Узбекистон темир йуллари " по строительству железнодорожной линии за пределами Республики Узбекистан. Проект включает в себя строительство новой однопутной железнодорожной линии между железнодорожной станцией Хайран и городом Мазари-Шариф на границе Афганистана и Узбекистана, модернизацию станции хайран, строительство дороги Айри(разъезд) возле аэропорта Мазари-Шариф и строительство нового грузового двора.

Протяженность этой линии составляет 75 км, укладка верхнего слоя пути-105 км, а также 20 км станционных путей внутри нее. Трасса проходит по территориальным равнинам с максимальным уклоном 9‰ вдоль трассы в ирригационной зоне, построено 5 станций и 34 искусственных сооружения.С учетом особенностей местности были возведены защитные сооружения из песчаника.

Новая железнодорожная линия хайран - Мазари-Шариф обеспечивает железнодорожные перевозки наиболее развитых и густонаселенных северных провинций Афганистана и способствует развитию сельского хозяйства, промышленности, природного газа и гидроэнергетики в регионе. Железная дорога обеспечивает с минимальными затратами грузоперевозки между северными регионами Афганистана и Узбекистаном, а также с другими странами региона.Кроме того, железная дорога обеспечивает постоянными рабочими местами около 1,5 тыс. человек.

Строительство этого участка железной дороги станет первым этапом в создании Трансафганского коридора, который в будущем пройдет через Шиберган, Анхой, Майману и Герат, что в дальнейшем позволит Афганистану и Узбекистану получить выход к портам Бандар-Аббас и Чахбахар (Иран), Карачи (Пакистан). Организация прямого железнодорожного движения по этому коридору позволяет перевозить грузы из Юго-Восточной Азии в Европу по более короткому маршруту по сравнению с дальневосточными железнодорожными коридорами.

Повышение скорости движения поездов было одной из главных задач железнодорожного транспорта. В условиях глобализации и развития высоких технологий железнодорожные перевозки приобретают все большее значение в международных и местных транспортных связях.

Дальнейшее развитие и совершенствование экономики в современных условиях немыслимо без налаженной транспортной поддержки. От его точности и надежности во многом зависит трудовая деятельность промышленных предприятий, строительства и сельского хозяйства, настроение людей и эффективность их труда.

Пассажирские перевозки-важная часть деятельности железной дороги. Правительство Республики Узбекистан и АО "Узбекистон темир йуллари" уделяют большое внимание повышению уровня обслуживания клиентов и развитию пассажирского транспорта.

Пассажирский железнодорожный транспорт занимает ведущее место в комплексной транспортной системе Узбекистана по обслуживанию населения.Технологический процесс пассажирских перевозок неразрывно связан с народным обслуживанием населения. Это требует постоянного поддержания баланса между потребностями населения в перевозках и доступностью транспортных средств.

В связи с тем, что правительство Республики Узбекистан уделяет особое внимание созданию благоприятных условий для внедрения новых технологий в сфере пассажирских перевозок, развитию железнодорожной инфраструктуры, Испанией было внесено предложение по организации скоростных пассажирских перевозок по маршруту Ташкент-Самарканд.

В июле 2009 года между АО «Узбекистон темир йуллари» и компанией "талго" было подписано соглашение о сотрудничестве в железнодорожной сфере.

На основании данного меморандума стороны договорились о сотрудничестве в проектах и совместных исследованиях по организации высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок в Республике Узбекистан, а также о приобретении высокоскоростного пассажирского поезда "талго". Новый высокоскоростной поезд был назван в честь Афросияб бу – древнего города, расположенного в Самаркандской области.

С 8 октября 2011 года был запущен скоростной поезд «Афросиоб» (испанская компания Talgo) сообщением Ташкент-Самарканд-Ташкент 161/162.

Новый высокоскоростной поезд будет курсировать между Ташкентом и Самаркандом вместе с другими электропоездами, курсирующими по этому маршруту. Высокоскоростной поезд "Афросиаб" преодолевает расстояние в 344 км по железной дороге за два часа пятнадцать минут. Максимальная скорость-250 километров в час.

"Афросиаб" включает 2 Локомотива и 9 комфортабельных вагонов:

2 вагона VIP класса (11 мест в вагоне);
2 бизнес-класса (26 мест в вагоне);
4 эконом класса (36 мест в вагоне);
1 вагон-бистро
Современный вид поезду придает, прежде всего, его аэродинамический дизайн, оптимизированный для ударных волн давления и бокового ветра. Длина электропоезда-157м, высота-4м. Все салоны оснащены мягкими удобными откидными сиденьями и встроенным столом, а также монитором для просмотра видео. Вся территория поезда считается зоной некурящих.

Все салоны вагонов оборудованы вешалками для одежды и местом для хранения большого груза, а также традиционными грузовыми стеллажами. В вагоне созданы необходимые условия для инвалидов, в третьем вагоне также имеются места со специальными ручками, на которых установлена кнопка вызова железнодорожника для размещения инвалидной коляски. Наличие одинаковой высоты этажей в зоне поезда помогает перевозить инвалидную коляску.